Айкидо




Рюшинкан
Рюшинкан
[Беседы с сэнсэем]
Оригинал статьи

О Тори-фунэ и Фури-тама

Peter Megann, B.A.F. General Secretary
Перевод: Виктор Замуруев
// Источник: B.A.F. Newsletter, Июль 2002, No 42

PM: Сэнсэй, мне кажется, что в последние годы, Вы уделяете особое внимание такому упражнению, как Tori-fune (грести веслом), и подчёркиваете важность этого движения в техниках Айкидо.

KS: Я не уделял особого внимания Tori-fune, пока не начал заниматься под руководством Chiba Сэнсэя в 1971 году. Существует несколько способов выполнения Tori-fune. Есть глубокий Tori-fune, где Вы вытягиваетесь вперёд и касаетесь руками татами, и есть небольшие движения, которые, как вы помните, выполнял Okumura- Сэнсэй когда он приезжал в 1986 году в Кардифф; и есть то, что мы можем назвать стандартным Tori-fune, которое практикуют многие инструктора Hombu. Я помню, что сказал мне Chiba- Сэнсэей о важности Tori-fune и Kokyu-ho. Он сказал, что об уровне мастерства владением Айкидо человеком можно судить по тому, как он выполняет эти упражнения.

Мы совершаем Tori-fune в начале тренировки как своего рода духовного очищение. Оно помогает погрузиться в Айкидо на 100% после того, как мы вошли в додзё из внешнего мира. И это показано в тренировочной инструкции (this work, published in 1971 is unfortunately no longer available) последнего Doshu, "Введение в Айкидо" (合 気 道 入 門), где Tori-fune представлено как важнейшее упражнение на растяжку в начале занятия. Позже, после 40 лет практики, я обнаружил, что все движения существенных элементов Айкидо можно обнаружить в этих базовых упражнениях: Tori-fune, kokyu-ho и hai-shin undo (растяжка спины). Как только Вы овладеете в совершенстве этими упражнениями, Вы с лёгкостью овладеете техниками Айкидо.

PM: Итак, важность Tori-fune заключается в том, что оно задействует некоторые базовые движения Айкидо.

KS: Да; раньше я полагал, что Tori-fune задействует лишь смещение нашего центра вперёд и назад. Но движение руки (с оружием или без), как-то shomen-uchi, yokomen uchi, kesa giri, tsuki и так далее, должно исходить из плеча. Ваше плечо как шарнир: сгибается то Ваш локоть, то запястье. Все эти действия должны быть вовлечены в одно движение: удар или рубящее движение. Мы просто раскачиваем руку вверх и вниз. И это, в основных чертах, является сутью глубокого Tori-fune. Это не просто толкание и тяга со звуками eh-ho, eh-ho. В тот момент, когда мы прекращаеим движение вперёд, мы расслабляемся и "роняем" локти и плечи. Это очень важный момент. Вы можете найти аналоги в Тай-дзи Цуань или в Карате. В наших техниках Айкидо очень важно то, как мы взаимодействуем с партнёром, важна осанка, наш центр, правильное положение руки (рук): всё это отражено в Tori-fune. В японском языке есть такая фраза: shumoku-no ashi. Это описание угла, под которым ударяют в восточный колокол. В японских и китайских храмах в висящий колокол ударяют при помощи подвешенного и раскачивающегося деревянного бревна. Человек при этом должен сохранять правильную осанку для того, чтобы раскачать бревно и ударить им в колокол под правильным углом. Shu означает колокол, moku- дерево, а ashi, естественно, означает ступню или шаг. Итак, положение Ваших ног должно выглядеть следующим образом: передняя стопа направлена вперёд, а задняя должна быть направлена под правильным углом по отношению к передней линии. При ударе в колокол Вы должны двигаться как при Tori-fune, задействуя всё тело.

PM: Я несколько озадачен значением термина Tori-fune. Мы обычно называем это упражнение "грести веслом". Как так?

KS: Действительно, название этого упражнения зачастую переводят как "грести веслом", так как оно повторяет движения по управлению небольшой лодкой. Как Вы знаете, на Востоке лодкой управляют несколько иначе, чем на Западе. Их приводят в движение при помощи единственного весла, человек при этом стоит лицом по направлению движения, гребя и руля одновременно. Другое название - Funa-kogi Undo (船 漕 ぎ 運 動), где Fune означает лодку. Но в некоторых книгах можно встретить и название Amu-no Tori-fune (天 え 鳥 船), где amu - небо, а tori - птица. Я полагаю, что идея здесь заключается в том, что лодка летит по небу, увлекая человека в духовное путешествие.

PM: Итак, подводя итоги, можно сказать, что принципы Tori-fune должны быть объединены с движениями Айкидо: плавно двигать центр, руки двигаются не независимо от центра.

KS: Совершенно верно. Наши руки или просто висят или раскачиваются. Вот поэтому я и делаю все три варианта упражнения: глубокий Tori-fune, малый Tori-fune, и стандартный Tori-fune. И иногда я показываю Tori-fune раскачивая руками. Здесь важно то, чтобы при правильном расположении ног мы перемещаем центр тяжести вперёд-назад, или назад-вперёд. Хорошим примером является упражнение без партнёра kokyu-ryoku tenkan-ho (呼 吸 力 転 換 法), также называемое men-uchi ikkyo undo (面 打 一 教 運 動), или парное упражнение shiho-giri sotai tenkan-ho (四 万 斬 租 対 転 換 法). Мы делаем шаг вперёд, качая руки вверх, а затем поворачиваемся и снова делаем шаг вперёд, в то время, как руки качнулись вниз. Я думаю, что как только Вы осознаете это, Вы обнаружите тот же принцип и в других движениях Айкидо. В ikkyo, например, Вы делаете шаг вперёд, качая руками и вверх и вниз по одной линии с центром.

PM: А что можно сказать о Furi-tama? Что оно означает и почему мы делаем его после Tori-fune?

KS: Существует пара медитативных упражнений: ama-no tori-fune и chin kon furi-tama no gyo (鎮 魂 振 魂 の 行). Их всегда делают вместе: они как две стороны одной монеты. Chin kon furi-tama можно перевести как "успокоить душу и потрясти дух". Иероглиф kon может отображать и tamashii, где есть ещё один синоним слова "душа": tama. Furi означает трясти, а если tama написать иным способом, то это будет означать "шарик, мячик". Поэтому, исходя из используемых иероглифов, tama может означать как душу, так и шарик. Я это интерпретирую следующим образом: у Вас в руках два небольших шарика. Ваши ладони не приклеены друг к другу, а имеют форму чаши, так что когда Вы трясёте ими, эти шарики начинают вместе греметь. Это то ощущение, которое должно возникать, когда Вы трясёте ладонями, выполняя Furi-tama. Если Ваше тело должным образом расслаблено, вы можете почувствовать, как тело трясётся в том же ритме. Это медитативное упражнение концентрирует нас на tanden и успокаивает душу и тело после энергичных действий Tori-fune.

PM: Но это ведь не просто трясение ладонями вверх и вниз?

KS: Ваши руки должны висеть в очень расслабленном состоянии. Ладони совершают круговые движения (в Айкидо большинство движений- круговые) из внутри наружу. Сперва, когда мы поднимаем руки вверх, мы описываем большой круг, а когда трясём ладонями - описываем маленький круг. Это как производить маленькие брызги на воде.


Sokumen position (against chudan-tsuki) PM: Ещё я хотел бы поговорить о том, что Вы предпочитаете sokumen в качестве стартовой позиции при выполнении техник.

KS: Базовыми движениями, конечно же, являются omote и ura. Когда партнёр тянет, мы применяем технику omote с движением irimi, а когда он толкает, прикеняется ura и tenkan. Это то, как мы практикуем эти техники в качестве упражнений; при реальном же ударе, трудно применить технику omote и остаться при этом в безопасности. При hanmi-handachi katate-dori и ryote-dori shiho-nage, у нас нет выбора: мы должны немедленно при появлении контакта произвести irimi или tenkan. Встать в исходную позицию sokumen невозможно. Вы должны защитить себя во время вхождения. В то время, как Ваша рука пошла вверх, Ваша ступня или колено продвигается вперёд поперёк фронта Вашего партнёра. В положении стоя, самым важным является уход с линии атаки сделав шаг в сторону, одним движением одновременно защищая себя и контролируя партнёра. Поэтому я показываю оба, с sokumen и без sokumen- irimi (даже от контакта gyaku-hanmi). Вы можете применять техники и без шага в сторону. Но я думаю, что это может быть опасным. Это как с движущимся на Вас автомобилем: Вы должны отойти в сторону чтобы избежать удара. Поэтому я обычно делаю один шаг в сторону и оттуда делаю omote или ura. И это позволяет легче осуществить техники. Очень важно атаковать партнёра под углом, а не фронтально.

PM: Иными словами, Вы говорите, что sokumen это самая безопасная позиция, в которой можно находиться.

KS: Но иногда нет времени для ухода в сторону, поэтому Вы должны сделать маленький tenkan. Мы его называем tai-no henko. Не обязательно совершать оборот на 180 градусов, может даже хватить и 40 градусов. Просто сместите Ваш центр. Итак, из kamae Вы можете сделать один маленький шаг как в sokumen позади партнёра, так и с tenshin впереди партнёра. Очень важно иметь правильный ma-ai.

PM: Итак, суммируя сказанное выше, выделяем: во-первых, окажитесь в безопасной позиции, в которой Вы можете защитить себя от атаки; во-вторых, осуществите надёжный контакт с партнёром, чтобы иметь возможность контролировать его.

KS: Важно уклониться от атаки, стряхните её Вашим не-нажимом. Это требует очень мягкого, гибкого движения. Ваши плечи и руки должны быть очень расслабленными.


Из словаря

сэн
sen
фунэ
fune
судно; лодка
Подробнее

船 漕 ぎ 運 動 Фуна-коги Ундо:
Фуна-коги Ундо:
Funa-kogi Undo:

упражнение гребли на лодке (?)

См. также слова: [船 сэн] [動 до:] [運 ун] [漕 со:]

運 動 ундо:
undo:

1. motion, movement 2. motion, exersises, sports

со:
so:
коги
kogi
грести
Подробнее
См. также слова: [船 漕 ぎ 運 動 Фуна-коги Ундо:]

 
© Рюсинкан.ру