П.М.: Сэнсэй, в книгах, посвященных Айкидо, часто можно встретить упоминания о важном смысловом наполнении трех геометрических фигур: круге, треугольнике и квадрате. Нам было бы важно услышать ваше мнение об этом. Как вы считаете, какая из них наиболее важная; или все они вместе одинаково значимы?
К.С.: Это очень важный вопрос! По-японски, мы называем их "мару, санкаку, шикаку" (круг, треугольник, квадрат). В литературе, посвященной Дзен, вы можете повсеместно встретить их упоминания.
П.М.: То есть, другими словами, эти символы не ограничены рамками Айкидо?
К.С.: Конечно, нет. Я думаю, вы можете встретиться с такой символикой во многих культурах: и не только в восточной философии. Например, они распространены в древних культурах Египта и Греции.
На мой взгляд, здесь все очень просто. Наша стойка (начальная позиция - С.Ф.) - камаэ, представляет собой санкаку. Но не просто в виде двухмерного треугольника; это - трехмерный треугольник с четыремя сторонами, как у пирамиды. При этом в ее основании - квадрат, стороны которого образованы основаниями четырех треугольников.
Наши ступни располагаются не на одной прямой; они развернуты под углом 60° по отношению друг к другу. Наша стойка напоминает "клин" и за счет этого способна отклонять наступающий объект или тело. Кроме того, острие нашего клина усиливает концентрацию нашей силы против атакующего/партнера.
По аналогии, круг также должен иметь трехмерный вид, то есть сферы. Также и квадрат превращается в куб. Наш контакт с партнером должен быть столь же устойчивым, как устойчивость куба. (Стоит заметить, что под устойчивостью я не имею в виду "жесткий" или "окоченелый"; скорее "позитивный" (твердый - С.Ф.) и уверенный), который расположен на нашей треугольной стойке. Так что теперь, когда мы меняем направление (тай-но хэнко), мы движемся в круговом движении.
При этом, треугольник важен нам именно для избежания столкновений с партнером. Так же мы видим треугольник в основании нашего движения одновременно с вершиной нашего движения. Это очень напоминает звезду Давида, образованную двумя наложенными треугольниками: один направлен вверх, другой - вниз.
П.М.: Я не очень понял, что вы имели в виду под треугольником, направленным вниз.
К.С.: Когда мы делаем тэнкан, наш центр вращается вокруг вершины этого треугольника. Когда мы совершаем движение ирими, мы не входим прямо в партнера, но под углом к нему, при этом вступая в контакт своим центром с центром партнера.
Принципы круга или сферы, так же как и принципы треугольника/пирамиды и квадрата/куба будут более понятны в при выполнении шихо-гири или шихо-наге. Вот почему мы должны постоянно практиковать эти упражнения. Уходя с линии атаки и подшагиваете вперед, вы (…как бы рубите вверх/поднимаете меч…) с круговым движением руки; затем, вращая свое тело, вы разворачиваетесь и (…рубите вниз/опускаете меч…) Заканчивать упражнение необходимо в твердой, уверенной позиции. Таким образом, вы можете контролировать своего партнера без каких-либо столкновений.
П.М.: Другими словами, все эти фигуры всегда взаимосвязаны и всегда участвуют вместе; правильно я вас понял?
К.С.: Да, эти три фигуры должны присутствовать всегда вместе и участвовать в любой технике; и вот почему мы говорим о кэйко: повторение и повторение. Наши движения не должны быть случайными. Они должны выполняться строго и уверенно против любой атаки с любой техникой. Начиная с простых техник, таких как кататэ-дори, тэнкан-хо и рётэ-мочи кокю-хо и вплоть до самых сложных техник. Единственный путь к достижению совершенного и гармоничного движения лежит через беспрестанное повторение упражнений. И мы должны учить эти движения медленно и осторожно. Нет никакой необходимости в том, чтобы изнурять себя и упираться до пота. Если вы выполняете эти движения правильно, то и ваш партнер чувствует себя хорошо. Изучайте то, как задействовать в движении все свое тело, как перемещать свой центр тяжести, как вращаться и поворачиваться, как приучить свои руки работать совместно с центром. Одновременно с этими упражнениями, необходимо воспитывать в себе уважительное и доброжелательное отношение к своему партнеру и ни в коем случае не унижать его. Не должно быть ни доли агрессии, ни соревновательности. Здесь нет победителя, нет побежденных. Это и есть смысл Айкидо.
After "The Proportions of the Human Figure" of Leonardo da Vinci