Сэнсэй расскажите, пожалуйста, как вы пришли к изучению
Айкидо?
Я с самого детства очень любил Боевые Искусства
и еще в раннем возрасте решил серьезно заняться по крайней мере одним из
них. Я начал с Дзюдо, которое
изучал в течение 4х лет. Затем я перешел в Карате.
Насколько мне известно, вы занимались в центральном Додзе Сетокан:
какое там было обучение?
О, мне там очень нравилось, занятия проводились
в очень строгом и суровом
духе. Главным Инструктором был Накаяма Сэнсэй, но я несколько раз видел
Мастера, Фунакоси Гичина. Я вступил в Японскую Ассоциацию Карате примерно
за год до смерти Мастера Фунакоси. Я помню, что его уход из жизни был отмечен
большой официальной церемонией.
Занимался ли с вами в то время кто-либо из нынешних мастеров Сетокан?
Да: Нишияма Сэнсэй, Оказаки Сэнсэй и Каназава
Сэнсэй. У Каназавы Сэнсэя тогда был 1 Кю, или 1 Дан, не помню точно. Асано
Сэнсэй и Касэ Сэнсэй тогда
имели 3 Кю.
А как получилось, что вы перешли в Айкидо?
Когда у меня был 1 Кю в Дзюдо, я участвовал
в соревновании, и мне выпал
поединок со старшим учеником из моего Додзе, у которого, кажется, был
второй
Дан. Я победил его, а после соревнований он подошел ко мне и сказал:
"Ты победил меня в Дзюдо, но у меня еще осталось Кендо." И он бросил мне
вызов. Мы вышли наружу. Он дал мне боккен, а сам взял синай. И тут вдруг
оказалось, что я не могу до него даже дотронуться... ни раза! Он одержал
убедительную победу, а я вышел из поединка черно-синим от кровоподтеков.
Вот этот случай и привел меня к глубоким размышлениям о значении Будо.
Я хотел владеть Боевым Искусством, которое было бы эффективным в любой
ситуации, независимо от того, вооружен противник, или нет. В конце концов
я решил стать учеником Мастера Уэсибы - Основателя Айкидо.
Я отправился прямо в Хомбу Додзе, но у меня
не было рекомендательного письма, наличие которого было в то время обязательным
требованием. Я прибыл в Хомбу и попросил аудиенции с О Сэнсэем (Мастером
Уэсиба). Мне сказали, что его нет на месте, и, что я должен уйти. Но я
был настолько полон решимости стать учеником О Сэнсэя, что решил ждать
его возвращения. Поэтому я сел в саду Додзе и стал ждать. В конце третьего
дня вернулся О Сэнсэй, и ему сказали, что какой-то сумасшедший мальчишка
хотел его увидеть и ждет на улице. О Сэнсэй сказал, чтобы меня впустили.
Меня подвели к порогу его комнаты и велели подождать. Когда открылась дверь
я увидел Мастера Уэсибу. Наши глаза впервые встретились: это мгновение
я никогда не забуду! Я не знал, что мне следует делать, поэтому поклонился
так глубоко как только мог. О Сэнсэй сказал мне: "Занятия боевыми искусствами
очень трудны, выдержишь ли ты?" Я просто сказал: "Да, Сэнсэй." Вот так
меня и принял в учи-деши Мастер Уэсиба.
Вы сразу же приступили к занятиям?
Нет, тренироваться сразу мне не разрешили.
Я должен был убирать Додзе и все остальные комнаты в Хомбу, мыть посуду,
ходить за покупками, заниматься многими другими повседневными делами и
присматривать за семьей Мастера. Кроме того, я должен был работать в поле.
В конце концов, мне разрешили наблюдать за занятиями, а спустя некоторое
время и участвовать в них. Вначале мне никто ничего не объяснял, и я был
вынужден соображать сам. К счастью, я уже мог делать укеми (страховку),
поэтому со мной все было в порядке. Я решил
стараться изо всех сил, чтобы быть хорошим учи-деши для О Сэнсэя и
научиться
у него как можно большему. Это было лучшее время моей жизни! Я помню,
что у
О Сэнсэя был очень впечатляющий внешний вид.., и рядом с ним всегда
была
совершенно особая атмосфера. Его осанка, манера поведения - как он
сидел, ходил, двигался - все было прекрасным. И я никогда не видел "брешей"
у О Сэнсэя... никогда. Его глаза были практически золотого цвета, а не
черного как у
большинства японцев.
Должно быть период вашего ученичества был очень суровым...
Да, это была постоянная борьба. Каждый день
мы вставали очень рано, чтобы работать и заниматься, и очень часто я не
ложился до глубокой ночи, ожидая пока со своей работы в офисе не вернется
Вака Сэнсэй (сын О Сэнсэя, Киссомару). Моя жизнь была настолько напряженной
и насыщенной, что я часто был близок к нервному срыву. Я видел странные
вещи: каждую ночь ко мне приходило привидение. Я не знаю было ли оно мужского
или женского пола. Тогда я не понимал насколько я был близок к тому, чтобы
сломаться, но сейчас, конечно, это очевидно. Так вот, оно приходило ко
мне каждую ночь до того как я успевал
заснуть, и это было действительно очень страшно. Я мог чувствовать
его присутствие. Затем на меня как будто наваливалось громадное давление
и я не мог даже шелохнуться. Потом я решил эту проблему. Я стал брать в
постель свой
боккен и как только я чувствовал присутствие призрака, я крепко сжимал
свой
боккен... и страх исчезал. Я думаю это был результат крайнего изнурения...
Много лет назад вы рассказывали мне о вашей первой встрече с Тамура
Сэнсэем, не могли бы вы повторить этот рассказ для читателей?
Однажды, после занятия несколько учеников боролись
на татами по правилам рандори в Дзюдо. Я стоял в коридоре, наблюдая за
ними, и один из них пригласил
меня присоединиться, что я и сделал. Я был удивлен насколько слабы
они оказались и несколько раз подряд бросил обладателя 3го дана Дзюдо и
Айкидо. Тогда мастер, Тамура Сэнсэй позвал меня и пригласил попрактиковаться
с ним. Затем бам!, Тамура Сэнсэй сильно ударил меня в живот. Меня
это многому научило - постоянной готовности, дистанции и осанке. Я думаю,
что Тамура Сэнсэй один из лучших учеников О Сэнсэя. В прошлом я очень многое
у него перенял.
Может вы хотели бы рассказать еще о ком-нибудь... может о Сайто Сэнсэе?
Да, он великий Мастер. Во время каждого его
приезда в США я приглашаю его
преподавать в моем Додзе. Сайто Сэнсэй был особый ученик О Сэнсэя.
Он остался с ним после войны, чтобы за ним ухаживать и заниматься фермой
Ивама Додзе. Я видел какую ответственность он нес на себе, и могу сказать,
что никто бы не справился с этим лучше Сайто Сэнсэя. Я очень благодарен
ему за его работу.
А что вы можете сказать о Дошу... наследнике О Сэнсэя?
Киссомару Уэсиба Сэнсэй нес основную ответственность
за мое обучение. К тому времени О Сэнсэй уже жил на горных склонах в Ивама
и только изредка приезжал в Хомбу Додзе. Рост и развитие современного Айкидо
после войны прямое следствие тяжелой работы Дошу. У него очень красивое
Айкидо.
А как насчет Мастера Коичи Тохея, из Общества Ки?
Да, Тохэй Сэнсэй очень хорош. Он маленький,
но очень могучий. Я однажды видел как он принял вызов борца.
Борца сумо или западного стиля?
Западных борцов. Это были два брата-немца,
кажется из Аргентины, и просто гигантских размеров! Они должны были пригнуться,
чтобы не удариться головой,
проходя через порог Хомбу. Это был единственный раз, когда О Сэнсэй
принял
вызов, брошенный Хомбу. Эти люди путешествовали по миру с группой телеоператоров
и бросали вызов различным мастерам Боевых Искусств. Они были в Кодокане
(центре Дзюдо), но дзюдоисты не смогли с ними справиться. Тогда они бросили
вызов Айкидо Хомбу. Когда они прибыли, я встретил их и провел внутрь. Там
уже сидели О Сэнсэй, Киссомару Сэнсэй и Тохэй Сэнсэй, который тогда был
Главным Инструктором Объединения Айкидо. О Сэнсэй велел Тохэю быть первым,
потому что тот был так силен. Борец принял низкую стойку, держа перед собой
руки и долгое время кружил вокруг Тохэя Сэнсэя. Тохэй Сэнсэй был очень
расслаблен, следовал за движением противника и в результате запер того
в угол. Как только борец двинулся, Тохэй прыгнул на него, провел бросок
и стукнул головой о пол. Затем Тохэй Сэнсэй пригвоздил его к полу тегатаной
(рука-меч), которая, как вы, наверное, знаете, очень сильна. Этот парень
не мог даже двинуться, а его брат не захотел биться с Тохэем, и на этом
все закончилось. Как оказалось, дзюдоисты Кодокана надоумили их не пытаться
сразу схватить Мастера Айкидо. Поэтому он и ходил кругами вокруг Тохэя
Сэнсэя так долго.
Поскольку мы заговорили о поединках, не могли бы вы рассказать о
вашей конфронтации с Мистером Вангом, мастером Тай Цзы из Китая?
А откуда вы об этом знаете? Наверное, от мистера
Кутье?
Если можно я не буду говорить...
(Смеется). Ну, ладно. Я присутствовал
на большой демонстрации Боевых Искусств в Токио в начале 60х годов, и Мр.
Ванг показывал Тай Цзы Цюань. Он был родом из Тайваня и очень крупного
телосложения. Позже он стал довольно известен в Японии. В конце своего
выступления он выстроил перед собой нескольких каратек, каждый из которых
ударил его в живот. На него это никак не подействовало. Но на меня это
не произвело впечатления. Я бы сделал что-то в этом роде (обозначает
удар ногой в пах и удар кулаком в лицо). Два моих частных ученика
также занимались Тай Цзы у Мр. Ванга и были под большим впечатлением от
него. Они пригласили меня прийти и встретиться с ним. Я согласился и пошел
посмотреть занятие. В Додзе мои студенты представили нас
друг другу, и он вежливо попросил меня показать немного Айкидо. Хотя
его
слова звучали тепло это был вызов! Мы встали друг против друга и мастер
Ванг
принял позицию похожую на стойку в Сумо, вытянув перед собой руки.
Я стоял и ждал бреши в его обороне. Это длилось несколько минут, затем он двинулся
вперед, чтобы толкнуть меня. Я встретил его, ушел используя тай сабаки,
и захватил его запястье в Коте Гаеши... раздался громкий хруст. Хотя
я сильно провел Котэ Гаеши и травмировал его, он не упал. Мастер Ванг отдернул
свое запястье и немедленно атаковал. На это раз он толкнул меня обоими
руками
в живот и перебросил меня через довольно большое расстояние в противоположный
конец зала. Я приземлился, но не упал. Это был удивительный бросок. Потом
наши ученики встали между нами и на этом все закончилось.
А как получилось, что вас послали в Англию?
В 1964 году, когда в Токио проводились Олимпийские
Игры, знаменитый мастер Дзюдо Кенширо Абе Сэнсэй пришел в Хомбу засвидетельствовать
почтение О Сэнсэю. Он попросил О Сэнсэя послать молодого и энергичного
инструктора в Англию, чтобы развивать Айкидо при Британском Совете Дзюдо.
Вообще-то, я должен был ехать в Нью Йорк помогать Ямада Сэнсэю, но О Сэнсэй
решил послать меня в Англию.
Сэнсэй, насколько мне известно, во время вашего путешествия произошел
небольшой инцидент?
Да. Когда корабль пересекал экватор, на корабле
была вечеринка и меня
попросили провести показательное выступление. Я согласился, хотя на
корабле не было никого с опытом занятий Айкидо, чтобы быть моим партнером.
Один из членов экипажа корабля вызвался помочь мне, но прямо во время демонстрации
напал на меня с ножом. В Хомбу Додзе, при работе с ножом, мы делали прямую
атаку с использованием танто. Но этот парень, находясь в низкой стойке,
обходил меня по кругу и перебрасывал нож из руки в руку. Мне было не легко,
потому что когда он наконец напал, я не знал в какой руке он держал оружие.
Когда он напал я сделал гедан барай (нижний блок в наружном направлении)
двумя руками и отразил атаку. Однако кончик ножа проткнул мой оби (пояс)
и чуть задел кожу. После гедан барай я провел контратаку и сломал ему руку.
Каким приемом?
Кажется, катекатаме.
Блокирующие техники вроде гедан барай необычны для Айкидо. Обычно
для отражения атаки используется тегатана.
Да, но я думаю, что при необходимости надо
уметь провести сильный блок.
Вы помните вашу последнюю встречу с О Сэнсэем перед отъездом в Англию?
Я с братом поехал на такси в Хомбу Додзе прежде
чем сесть на корабль. Мы потеряли очень много времени из-за ужасного дорожного
движения в Токио, и
я сильно опоздав прибыл в Хомбу. Это было очень плохо, потому что учи-деши
должны быть всегда готовы принять и встретить своего учителя. Тем не
менее,
когда я прибыл О Сэнсэй ждал меня и сказал, как он рад, что я пришел
попрощаться. Учитель налил мне чай, сказал, что я хорошо заботился о нем
все эти годы и пожелал мне удачи. Он также сказал, что я не должен
беспокоиться о нем, ведь он доживет до 126 лет.
О Сэнсэй сказал это в шутку?
Нет, он был очень серьезен. Но он этим образом
дал мне дзэнский коан, который я понимаю только сейчас.
Сэнсэй, в 1976 году вы вернулись в Японию. Кстати, я был последний
ученик, которого вы аттестовали на первый дан перед отъездом...
Да, вот поэтому то я и поехал домой (Смеется).
Как обстояли дела в Хомбу к вашему приезду?
Ну, уровень Айкидо был, конечно, отличным,
однако вообще в Японии изменилось слишком многое, что мне не понравилось.
В Хомбу Додзе мне поручили работу Международного Секретаря, которая была
мне не по душе. Весь день приходилось заниматься бумажной работой, а для
занятий времени не было, что для меня было совсем плохо. Я ведь не клерк.
Поэтому я уехал из Токио и переехал в деревню. Некоторое время я занимался
сельским хозяйством и практиковал дзадзэн. Позже я получил приглашение
переехать в Сан Диего от Федерации Айкидо Соединенных Штатов.
Можно попросить вас рассказать о ваших занятиях Иайдо?
Я очень люблю Иайдо. Мне очень нравится работать
с катаной, и я чувствую
свою близость с мечом. Я практикую Мусо Синден Рю, которое было основано
Накаяма Хакудо Сэнсэем в начале этого века. У О Сэнсэя всегда были очень
хорошие отношения с Хакудо. Его студенты занимались в Кобукане.
Так ведь называлось Хомбу Додзе...
Да, верно. То есть, существовал хороший обмен
студентами. Вообще то, старший ученик Хакудо Сэнсэя был женат на дочери
О Сэнсэя. Одно время он был чемпионом Японии по Кендо.
Мне очень нравится постоянная концентрация
в занятиях Иайдо, это почти Дзэн в движении. Это, конечно, очень способствует
развитию заншина. В моем Додзе я всегда объединяю Дзадзэн и Иай. К примеру,
20 минут медитации сидя, а затем 10 минут Иайдо, а потом опять Дзадзэн.
Мне рассказывали, что у вас в Додзе во время Дзадзэн играет музыка...
это правда?
Ну, не всегда. Мой учитель Дзэн иногда ставил
Баха или Бетховена, и мы медитировали. Это очень приятно. Так можно довольно глубоко уйти в
медитацию, но, конечно, в зависимости от типа музыки: я, например, не думаю,
что джаз для этого подойдет. Мое Додзе находится на главной улице Сан Диего,
поэтому музыка еще и помогает приглушить городской шум.
За последние двадцать лет я имел удовольствие заниматься под руководством нескольких личных учеников О Сэнсэя - у вас, у Секия Сэнсэя, Тамура Сэнсэя,
Канай Сэнсэя... и вы все так непохожи друг на друга...
Да... Я думаю это потому, что Айкидо гораздо
шире чем другие Боевые Искусства. Айкидо позволяет всем заниматься вместе.
И то, что происходит непосредственно на татами только часть этого искусства.
А может быть, что каждый из вас по отдельности отражает какую-то
грань Айкидо О Сэнсэя?
Да, я думаю так оно и есть.
Некоторые люди говорят, что О Сэнсэй был очень мягким и добрым человеком, однако другие прежде всего вспоминают его суровость и прямоту. А как было на самом деле?
Я думаю, что для него было естественно относиться
очень мягко и мирно к обычными ученикам, но со своими учи-деши он был резок и временами очень
суров.
Почему вы в Айкидо придаете большое внимание работе с оружием?
Айкидо основано на традиционном японском фехтовании
на мечах. Поэтому айкидока двигается как фехтовальщик, но только без меча. Кроме того,
оружие очень важно для замены агрессивных форм практики, таких как рандори
в Дзюдо и дзю кумите (свободный спарринг) в Карате. Оно помогает развить
Воинский Дух и многие другие аспекты, такие как временное чувство, чувство
дистанции, баланс и т.д. Также мы можем уловить прямую связь с базовой
техникой через субури, вывод киай, работу бедер и т.д.
Если вы не против, я бы хотел задать вопрос по истории Айкидо: основатель Дзюдо, Др. Дзигоро Кано, однажды пригласил О Сэнсэя преподавать в Кодокане, принял ли он приглашение?
В то время Кано Сэнсэй пытался консолидировать
традиционные японские Боевые Искусства, чтобы их было легче сохранить.
Поэтому он попросил О Сэнсэя преподавать в Кодокане. Но О Сэнсэй отказался:
он считал, что Айкидо и Дзюдо настолько отличны друг от друга, что не должны
преподаваться вместе. Тогда Др. Кано послал троих своих старших учеников
учиться у О Сэнсэя - Мастера Мочизуки, Мастера Мурашиге и еще одного, имени
которого я не помню. Они занимались у О Сэнсэя, но периодически возвращались
в Кодокан, чтобы встретиться с Др. Кано.
Может быть третьим мастером был Томики Сэнсэй?
Нет. Томики Сэнсэй пришел позже. Он объединил
Айкидо и Дзюдо: на средней
дистанции он использовал Айкидо, а в близкой маай - Дзюдо. Я не совсем
согласен с такой идеей, но Томики Сэнсэй был очень хороший мастер ... и
настоящий джентльмен.
Я где-то читал, что в Японии до сих пор живет двоюродный брат О Сэнсэя,
тоже мастер Будо!
Да, это Мастер Хоген Иноуэ (Hogen Inoue). Его
внешнее сходство с О-Сэнсэем
просто поразительно. Он, конечно, сейчас в очень преклонном возрасте,
но в
свое время его Айкидо уступало только О-Сэнсэю. Сейчас он называет
свою форму Будо "Тайуа Шиндо" (Taiwa Shindo).
Были ли еще случаи, когда вам приходилось использовать свои боевые
навыки вне Додзе?
Ну... однажды в Японии на меня напал вооруженный
ножом бандит. Он хотел
ударить меня в живот, но я сблокировал гэдан барай, а затем сломал
ему руку, применив ката катамаэ.
Кроме того, я однажды был в Париже с Норо
Сэнсэем, и мы вдвоем пошли в ночной клуб. Я взял себе выпить и сидел в
одном зале, а Норо Сэнсэй был в другом зале и, кажется, играл в карты,
или что-то в это роде. Внезапно из зала, где был Норо раздался ужасный
шум, и я пошел посмотреть что там происходит. Оказалось, что началась драка.
На полу лежал пожилой джентльмен, а какой-то молодой человек бил его ногами.
Это было ужасно - на полу было много крови. Я думаю, он бы убил старика,
поэтому Норо Сэнсэй сказал мне "Ну-ка, Чиба, разберись с ним". Сам он не
хотел вмешиваться (Смеется). Я схватил этого человека, остановил его атаку
и спросил, что по его мнению он делает. Он ответил мне на французском,
так что мы друг друга не поняли, и я вытащил его из комнаты... как вдруг
что-то случилось. Мое тело отреагировало само собой, и я бросил его приемом
о
сото гари из Дзюдо (см. рисунок).
Он
очень сильно ударился о пол, и я услышал звон железа. Только тогда я понял,
что он вытащил нож. У меня было сильное чувство постоянной готовности,
и я отреагировал на такую ситуацию подсознательно. Этот парень был гангстером
из Пигаля, и поэтому никто его не остановил. Очевидно он был хорошо известен...
но не мне! Да, мне было и без разницы кто он такой.
Что нибудь еще, Сэнсэй?
Когда я вернулся в Японию из Англии в 1978
году, какой-то человек бросил нам вызов. Но Хомбу Додзе отказало, несмотря
на его настойчивость.
Он бы Каратека?
Дело в том, что никто не знал чем он занимался.
Но, как я сказал, он был очень упорен и каждые несколько недель возвращался
и снова бросал нам вызов. Каждый раз я должен был объяснять ему, что мы
его не можем принять. Я думаю,
что у этого человека было не все в порядке с головой. Короче говоря,
он мне
так надоел, что я лично принял его вызов. Мы договорились встретиться.
Я
настоял на том, чтобы в случае серьезных последствий никто не обращался
в суд, и мы обменялись письменными обязательствами об этом. Я сказал ему,
что как
преподаватель Боевого Искусства я готов биться до смерти. Мы встретились,
и я
напал первым, двинувшись прямо на него и нанеся ему первый удар. Он
отлетел и ударился об стену, и, когда я приблизился, он прыгнул на меня
как тигр. Затем я покончил с ним с помощью Нике (второй контроль). К тому
времени он уже
получил достаточно. Было много крови, и он лежал на полу, крича. После
этого он уже не бросал нам вызовов - похоже, что он не ожидал, что Айкидист
начнет атаку первым.
В заключение нашего разговора я бы хотел спросить ваше мнение о двух
вещах: атеми (иммобилизующие удары) и соревнования в Айкидо.
Я думаю, что атеми очень важны в Айкидо. Обычно
атеми не обучают на занятиях... но, конечно, сам я в них тренируюсь.
В Айкидо нет соревнований, потому что это
исключило бы многих людей из тренировок. А цель Айкидо - позволить самым
различным людям заниматься вместе - мужчинам и женщинам, молодым и старым,
слабым и сильным, чтобы через совместную практику развить свои потенциальные
возможности.
Какое качество, по вашему мнению, самое важное в хорошем Айкидоке?
Искренность.
Чиба Сэнсэй, от имени читателей нашего журнала я благодарю вас за
время, которое вы нам уделили.