П.М.: Разминка становится все более важной частью в вашем обучении Айкидо. В начале семидесятых годов это было не так. Конечно, вы всегда делали основные разогревающие упражнения, с которых начинали любую тренировку, но в то время вы не делали упражнения Макко-хо, которые сейчас стали главной частью вашей разминки и часто проводятся в конце тренировки. Как развивалась эта сторона вашего преподавания?
К.С.: Должен заметить, что я всегда выполнял разминку с самого начала занятий Айкидо, но уделял ей не много внимания. Но моя болезнь (Канэцука Cэнсэй серьезно болел раком в 1986 году) оказала большое влияние на мое отношение к Айкидо. Я сильно похудел и ослаб, но в то же время стал более гибким.
П.М.: Да, я помню, когда вы выписались из больницы, то весили около 110 фунтов (50 кг), вы не могли применять физическую силу и поэтому должны были найти другой способ продолжать занятия Айкидо. Я помню, как слабы вы были в то время. Вы проводили семинар в Лилле (Lille), хотя еще не закончили курс лечения. Я пришел в ваш номер в отеле, что бы узнать, готовы ли вы выйти в додзе. Я постучался в дверь, но не услышал ответа. Я открыл дверь, не зная, что вы находились прямо за ней. Дверь ударила вас по ноге, и вы упали. Как я испугался! К счастью, вы быстро пришли в себя и провели замечательную тренировку. Итак, вы были вынуждены приспособить технику Айкидо к вашему физическому состоянию. Вы решили применить гибкость, которую оставила вам ваша болезнь.
К.С.: Применять силу против силы не лучший подход. Мы читаем в работах старых мастеров фехтования, таких как Киитсу Хоган (Kiitsu Hogan), и теперь это пишут и во многих современных книгах по боевым искусствам - мы не должны противопоставлять десять единиц силы против такой же силы противника. Это приведет к взаимному убийству. Если ваш партнер применяет восемь единиц, вы отвечаете двумя единицами, если он использует пять, вы отвечаете пятью. Это мы называем "ву" (wa) по-японски: сумма, гармония. Раньше я просто выполнял упражнения без определенной цели. Но в 1980 году Суганума Сенсей (Suganuma Morito - старший представитель Айкикай (senior Aikikai personality), сопровождал Доши во время визита в Оксфорд в 1976 году) подарил мне книгу по Макко-хо. Это было настоящим открытием для меня. И я слышал от Чиба Сэнсэя (Chiba Karuzo Sensei - технический директор клуба Айкидо в Великобритании (теперь - Британская Федерация Айкидо)), что Уесиба Морихео Сэнсэй практиковал такие упражнения. Итак, я начал изучать Макко-хо. Эти упражнения похожи на йогу, но отличие в том, что если в йоге вы принимаете какую-то позу на определенный промежуток времени, то в Макко-хо вы выполняете упражнения на растяжку, повторяя много раз и достигая гибкости. Но еще раньше в 1974 году мастер каратэ Канасава Сэнсэй (Kanasawa Sensei) приехал в Лондон на Чемпионат Европы по Шотокан каратэ и провел семинар для клуба Рюшинкан. Я был удивлен мягкостью его стиля. Он находился под влиянием Мастера Янг Минг Ши (Yang Ming Shi), автора книги "Тай цзи цуань", и применял принцип "Gai-ju Nai-go", что значит - "Внутри мягкость, снаружи твердость".
П.М.: А как вы пришли к изучению работы с мечом по стилю Касима (Касима синто рю (Kashima Shin-Ryu) - школа фехтования, основанная в середине 15 века)?
К.С.: Однажды Чиба Сэнсэй сказал мне: "Ты должен учиться у Ямагучи Сэнсэя (Yamaguchi Seigo Sensei - старейший и наиболее почитаемый член Айкикай. 1974 году проводил летний семинар в Англии в колледже Шенстон, а также семинары в Оксфорде в 1986, 1987, 1988 годах). Секийя Сэнсэй (Sekiya Sensei) его ученик - учись у него". До этого я серьезно изучал меч и дзе, следуя наставлению Сайто Сэнсэя (Saito Morihiro Sensei основатель стиля Ивама-рю и автор книги "Традиционное Айкидо"). Впервые я увидел некоторые базовые движения Касима на летнем семинаре в Стерлинге в 1973 году. Секийя Сэнсэй в это время занимался у Ямагучи Сэнсэя. Он демонстрировал кеса-гири (kesa-giri - диагональный разрез) - как двигаться и как защищать себя. Я был впечатлен и начал размышлять о Касима. Однажды, когда мы занимались с мечом на тренировке в Лондоне, моим партнером был молодой иранец Росс с тяжелым боккеном для субури. Он очень мощно атаковал шомен-учи. У меня был обычный легкий боккен, и я встретил пятым базовым движением кираи-дачи (kirai-dachi). К нашему обоюдному удивлению, я сломал его тяжелый боккен.
П.М.: Секийя Сэнсэй тесть Чиба Сэнсэя, вероятно, поэтому Чиба Сэнсэй предложил вам изучать Касима.
К.С.: Да, это так. Он говорил, что, не зная стиля Касима, ты не поймешь Айкидо Ямагучи Сэнсэя, которым он очень восхищался. Секийя Сэнсэй приехал в Англию в 1974 году и оставался в моем доме в Лондоне 12 месяцев. Тогда я изучал Касима вместе с ним. Он показал мне основы стиля Касима - му-камаэ (mu-gamae "без стойки" - основная стойка в Касима) и кеса-гири. Как принять расслабленную стойку и просто делать движения руками вверх и вниз, вращая меч и делая небольшие круговые движения над головой, в то же время понижая центр тяжести.
П.М.: Я помню, вы начинали изучать Касима в вашем собственном додзе в Оксфорде. У вас были очень талантливые ученики. Самый выдающийся из них был Джон Чарнушевич.
К.С.: Да, хотя Джон жил недалеко от Бристоля, он никогда не пропускал тренировку. И даже когда я болел, он приезжал каждую неделю на занятия, даже если я сам отсутствовал, невзирая на погоду. Одной из причин, почему я начал преподавать Касима, было то, что в моем додзе не было татами - только голые доски.
П.М.: Даже так, без татами, мы всегда делали упражнения Айкидо в начале и в конце тренировки, применяя на практике принципы, которые постигли, изучая Касима.
К.С.: Занятия без татами очень полезны. Вы учитесь применять техники Айкидо, не причиняя повреждений своему партнеру. Вы должны удерживать вашего партнера, сохраняя контроль до самой земли, вы не можете просто бросить его. Вы должны учиться применять Айкидо, не позволяя повредить ни себе, ни партнеру.
П.М.: Так что же вы получили от занятий стилем Касима? Я знаю, что вы изучали только базовые движения - пять кихон-дачи.
К.С.: Естественные движения - просто вращения рук вверх и вниз, сильная стойка, вращающие, спиральные движения. Снова и снова применение трех базовых элементов в движениях Айкидо - треугольник, круг, квадрат которые трансформируются в пирамиду, сферу, куб. Но нужно понимать, что я не занимаюсь кендзютсу. Я не отношу себя к мастерам меча. Эти занятия просто для себя. Но я получил много пользы он них. Не применять силу, перемещать центр, использовать силу тяжести, согласовывать движения с движениями партнера.
П.М.: Почему вы прекратили занятия Касима?
К.С.: Когда я переехал из Оксфорда в Лондон в 1992 году, у меня не было додзе без татами. 1980 году Фуджита Сэнсэй (Fujita Masatake Sensei - старший представитель Хомбу додзе (senior Homby personality) и технический советник Британской Федерации Айкидо) советовал мне не тратить много времени на занятия с мечом, а сосредоточить внимание на основах Айкидо. И Ямагучи Сэнсэй, когда 1986 году приезжал в Лондон, советовал мне не изучать много движений. Просто почувствовать, как меч поднимается и падает в круговом движении.
П.М.: Мне кажется, что после вашей болезни на ваш стиль определился сочетание двух влияний - это развитие мягкого, чувствительного, но вместе с тем сильного тела посредством упражнений, и принципы работы с мечом в стиле Касима. Я помню, когда вы впервые приехали в Англию в 1971 году, вы были сильны, и ваш стиль, нужно заметить, был весьма жестким. Теперь он совсем другой.
К.С.: Конечно! Недавно я читал в информационном бюллетене Ассоциации Айкидо Гон Конга интересное интервью с Исояма Сэнсэем (Isoyama Hiroshi Sensei - председатель Общеяпонской Федерации Айкидо (All Japan Aikido-Federation) и член совета I.A.F.). В юности он был известен своей динамичной техникой. Он признавался, что причинил увечья многим людям. Но теперь его стиль стал значительно мягче. То же произошло и со мной. Я выжил, благодаря занятиям Айкидо, и должен продолжить свой путь ради моих учеников в Британской Федерации Айкидо и ради моих детей.